Документы
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями http://fgosreestr.ru
Информация по обеспечению прав детей — инвалидов и детей с ОВЗ
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии со статьей
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет следующие понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.
В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 № 1654/1утвержден Порядок исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
В целях исполнения законодательства приказом управления образования от 27 декабря 2016 года № 571 утвержден Порядок взаимодействия управления образования Брянской городской администрации и общеобразовательных организаций г. Брянска по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА).
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в МБОУ «Новобобовичская СОШ» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
-обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно- реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого- педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
-совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами:
Условия обучения
Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом- психологом (по запросу родителей и требованию учебного плана).
Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка- постановление ВК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется обучение на дому.
Формы работы:
-индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ;
-целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками;
-развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного образования;
-вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые ими творческие и интеллектуальные соревнования, проектно- исследовательскую деятельность и научно- техническое творчество.
Условия питания
Питание обучающихся организовано согласно Положения о школьном питании и других нормативных документов.
Условия охраны здоровья
Медицинское сопровождение обучающихся осуществляет фельдшер ЦРБ.
В школе организовано психолого — педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ.
Условия доступа к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям
Особые условия доступа к информационным системам и телекоммуникационным сетям могут быть предоставлены инвалидам и лицам с ОВЗ при работе с официальным сайтом МБОУ «Новобобовичская СОШ» и другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Для работы имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника, видеотехника( мультимедийные проекторы, телевизоры).
Специально оборудованные учебные кабинеты — нет
Объекты для проведения практических занятий – нет
Библиотека — нет
Объекты спорта — нет
Средства обучения и воспитания – да
Укомплектована сенсорная комната.
Беспрепятственный доступ в здание- да
Вход в образовательное учреждение оборудован пандусом, имеется кнопка вызова.
Специальные условия питания –да
Столовая расположена на 1 этаже и ширина двери достаточна для проезда инвалидной коляски.
Специальные условия охраны здоровья – да
На первом этаже школы оборудован туалет для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям- да
На сайте школы существует версия для слабовидящих, имеется аппаратно-программный комплекс для слабослышащих.
Электронные образовательные ресурсы — да
Специальные ТСО – нет