История школы до 1917 года.
В 1873 году несколько улучшилось положение с образованием в Новозыбковском уезде. В отчёте Управы Земскому Собранию отмечается, что в уезде «.. .содержится пять начальных школ в сёлах Сачковичи, Великой Топали, Каменском хуторе, Карповичах, Старых Бобовичах». В Старые Бобовичи была переведена школа из Старого Вышкова, открытая в селе в 1871 году. Причин перевода установить не удалось, но, скорее всего -отсутствие учителя. Но и в Бобовичах школа просуществовала до 1875 года. «5 декабря 1875 года, когда дом, в котором помещалась школа, сгорел со всем школьным имуществом и библиотекой, несмотря на личные увещевания члена Управы Пригоровского, общество не пожелало дать квартиры, освещения, отопления, одним словом, не пожелало иметь школы». По просьбе жителей соседнего села Новые Бобовичи, школа была переведена в это село. Но вот беда: и в этом селе общество не представило готовый и удобный дом, и школа была переведена в село Хоромное.
В 1892 году в селе Новые Бобовичи открылась первая школа, в которой было три класса. Учеников в ней насчитывалось всего 38 человек. Все занимались в одной комнате, где сидели на скамейках и писали на грифельных досках. Грамоту и чистописание преподавал один учитель, Закону божьему учил местный батюшка, который приходил два раза в неделю. Большинству детей тогда исполнилось 17-18 лет, занимались они от наступления зимы до Пасхи. Положительным можно отметить то, что в Новобобовичской школе существовал певческий хор мальчиков. Но, к сожалению, положение с обучением детей продолжало оставаться критическим. Большинство детей школьного возраста не обучалось. Это наглядно видно из следующего примера: в Старом Вышкове в 1901 году проживало 2189 жителей, а обучалось только 40 детей, в 1914 — 80 детей. Точно такая же картина была и в Новых Бобовичах, где в этом же году проживало 2324 жителя. А ведь дети школьного возраста составляли 1/4, т.е. около 500 человек. Окончившие школу дети получали свидетельства (см.фото).
|
На фотографиях: свидетельство Кадашова П.А. об окончании одноклассной церковно-приходской школы села Новые Бобовичи 13 октября 1914 года и свидетельство Бавкунова Т.И. об окончании Новобобовичского 2-го земского одноклассного училища 15 апреля 1918 года.
Довоенный период (1917 — 1941 гг.).
После революции 1917 года и гражданской войны одной из главных задач являлось введение всеобщего начального обучения. Нарком просвещения обязал местные исполкому уделять исключительное внимание учреждениям просвещения, подготовке учителей, открытию новых школ. В подтверждение этому достаточно ознакомиться только с планом работы Новозыбковского Горсовета на апрель — июнь 1928 года, в котором предусматривался вопрос о ликвидации неграмотности населения. Для этой цели в отдельных школах создаётся 18 классокомплектов, в том числе такой классокомплект создаётся и в Новобобовичской школе.
Проходивший в январе 1934 года XVII съезд коммунистической партии в своём решении о втором пятилетнем плане поставил задачу: «Завершение во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения Союза, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведение всеобщего обязательного политехнического обучения в объёме семилетки, в первую очередь в деревне». Для решения этой грандиозной задачи в крупных населённых пунктах, в том числе и в селе Новые Бобовичи, открываются семилетние школы (см. фото). Педагогический коллектив семилетки, работая в тесном контакте с родителями, успешно справляется с учебно-воспитательным процессом, результат такой сплочённой работы — школа не имела оттока учащихся. Следует отметить и то обстоятельство, что наравне с учебно-образовательным циклом педагогический коллектив семилетки придавал большое значение трудовому воспитанию. Проходивший в марте 1939 года XVIII съезд ВКП(б) подвёл итоги, определил задачи и в области народного образования. На съезде отмечалось, что за годы второй пятилетки в нашей стране проведена настоящая культурная революция: увеличилось число школ и учащихся в них к 1932 году до 32 миллионов, количество учителей выросло в два раза, значительно улучшилась их профессиональная подготовка, улучшилась работа пионерских и комсомольских организаций в школах, учителя добились значительных успехов в усвоении школьниками основ наук. Впереди открывались большие перспективы.
НО…… 21 июня 1941 года во всех общеобразовательных средних школах и средних специальных учебных заведениях состоялись заседания педагогических советов и выпускные вечера, вручались документы об окончании средней школы, особо отличившихся награждали похвальным листом. На вечерах, как и положено было в те времена, звучал духовой оркестр, исполнялись любимые песни молодёжи тех лет. И кто бы мог подумать в те часы, что уже в 12 часов следующего дня это страшное слово -война — будет на устах у всех людей.
И выпускники школ и техникумов вместо того, чтобы нести свои документы на почту для отправки их в вузы и военные училища, шагнули вместе со своими учителями в горнило войны. Среди тех, кто прошёл Великую Отечественную войну, были и учителя Новобобовичской школы.
Послевоенный период.
Отгремела война и Новобобовичская школа возобновила свою работу. Учащиеся школы проявляли своё трудолюбие не только за партами, но и на колхозных полях, в работе по озеленению и лесонасаждению. Вот что писала газета «Ударник» от 3 августа 1949 года: «Замечательную инициативу проявили школьники и пионеры Новобобовичской школы. В первые дни уборки 180 учеников, из которых 90 пионеров, под руководством пионерского вожатого Салапонова вышли на поля колхозов «Решительный» и «Борец» на сбор колосьев. За два дня они собрали колосья, из которых намолотили 700 килограммов зерна. В этой работе отличились Миша Малюков, Соня Телепнёва, Александр Бахуров, который заработал 52 трудодня, а Афанасий Степуро — 47. Обком комсомола наградил Новобобовичских пионеров почётной грамотой». Успешно завершив задания первой послевоенной пятилетки, учительские коллективы приступили с первых дней 50-х годов к дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в новых условиях. В директивах по новому 5-летнему плану на 1951 — 1955 года выдвигалось требование «приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему среднему обучению». В 1951 году Новобобовичская семилетняя школа преобразуется в среднюю, в которой комсомольская и пионерская организации становятся надёжной опорой директоров и учителей в борьбе за высокую успеваемость и отличную дисциплину. Однако старое здание семилетки перестало отвечать современным требованиям обучения. Растущей средней школе необходимо было новое здание. Насущная потребность в строительстве нового типового здания диктовалась двумя обстоятельствами. Во-первых, ростом рождаемости в прилегающих селениях и посёлках. Во-вторых, стремлением учащихся семилетних школ продолжить учёбу с целью получения среднего образования. Вот почему притягательным центром с 1951 года становится средняя школа в селе Новые Бобовичи. В неё вливаются учащиеся семилеток из всех селений, в целом Заипутского куста, кроме средней Верещакской школы и прилегающих к ней селений и посёлков. Обуреваемые стремлением поскорее ввести в эксплуатацию новое здание, учащиеся 4 — 8-х классов под руководством классных руководителей много сил и энергии затрачивали по сбору щебня и других материалов под фундамент строящейся школы. В 1954 году современное здание школы было введено в эксплуатацию (см. фото).
Коллектив Новобобовичской школы в 1954 г. Педагогический коллектив состоял из 26 учителей. Первый ряд: Рубан В.М., Ненашева И.В., Комарова Т.И. Второй ряд: Привалова А.С., Неруш А.Р., Шупикова Т.С., Федьков А.И., Боборов В.И., Мищенко Н.А., Елисеева М.Ф., Степуро М.Н., Хомякова Т.Е. Третий ряд: Золотарев Л.И., Иволга И.М., Медведев А.Е., Скупяко И.Н., Недоливко И.С., Калюпанов В.И., Кирьянов М.И., Чернышов Н.А., Козлова М.Ф., Лузик Е.И., Потапенко-Скупяко Н.Е., Лузик И.Ф., Степуро-Ерошенко М.П., Чернов А.Л.
Количество учащихся превышало в тот период 550 человек, поэтому заниматься приходилось в две смены. А всего за свои полвека школа выпустила более полутора тысяч учеников. Начало большим переменам в истории народного образования было положено в конце 50-х годов. 60 — 70-е года стали годами, когда школа добилась значительных успехов на пути бесконечного процесса формирования человека. В 1964 году школа становится одиннадцатилеткой. Правительство в то время уделяло исключительное внимание развитию и укреплению сельского хозяйства, очень нужны были механизаторы для села. Тогда-то и издали ряд директивных указаний, в том числе и министра народного образования, которыми предписывалось во всех средних образовательных школах ввести одиннадцатилетку для того, чтобы обучение в последний год было нацелено на профессии тракториста, слесаря, доярки машинного доения.
В первый выпуск одиннадцатилетки было подготовлено 13 трактористов-слесарей и 2 доярки. Все выпускники должны были закрепиться в колхозе «Решительном», руководство которого финансировало подготовку нужных ему кадров. В 1966 году школа вновь перешла на десятилетнее обучение. Период с 1964 по 1969 год можно особо отметить в жизни школы. За этот короткий период школу с золотой и серебряной медалью окончили 12 выпускников. В 1969 году к современному зданию школы пристраиваются 6 классных комнат и спортивный
зал (фото).
|
2 комментария на «История школы»