История школы

История школы до 1917 года.
В 1873 году несколько улучшилось положение с образованием в Новозыбковском уезде. В отчёте Управы Земскому Собранию отмечается, что в уезде «.. .содержится пять начальных школ в сёлах Сачковичи, Великой Топали, Каменском хуторе, Карповичах, Старых Бобовичах». В Старые Бобовичи была переведена школа из Старого Вышкова, открытая в селе в 1871 году. Причин перевода установить не удалось, но, скорее всего -отсутствие учителя. Но и в Бобовичах школа просуществовала до 1875 года. «5 декабря 1875 года, когда дом, в котором помещалась школа, сгорел со всем школьным имуществом и библиотекой, несмотря на личные увещевания члена Управы Пригоровского, общество не пожелало дать квартиры, освещения, отопления, одним словом, не пожелало иметь школы». По просьбе жителей соседнего села Новые Бобовичи, школа была переведена в это село. Но вот беда: и в этом селе общество не представило готовый и удобный дом, и школа была переведена в село Хоромное.
В 1892 году в селе Новые Бобовичи открылась первая школаВ 1892 году в селе Новые Бобовичи открылась первая школа, в которой было три класса. Учеников в ней насчитывалось всего 38 человек. Все занимались в одной комнате, где сидели на скамейках и писали на грифельных досках. Грамоту и чистописание преподавал один учитель, Закону божьему учил местный батюшка, который приходил два раза в неделю. Большинству детей тогда исполнилось 17-18 лет, занимались они от наступления зимы до Пасхи. Положительным можно отметить то, что в Новобобовичской школе существовал певческий хор мальчиков. Но, к сожалению, положение с обучением детей продолжало оставаться критическим. Грамоту и чистописание преподавал один учительБольшинство детей школьного возраста не обучалось. Это наглядно видно из следующего примера: в Старом Вышкове в 1901 году проживало 2189 жителей, а обучалось только 40 детей, в 1914 — 80 детей. Точно такая же картина была и в Новых Бобовичах, где в этом же году проживало 2324 жителя. А ведь дети школьного возраста составляли 1/4, т.е. около 500 человек. Окончившие школу дети получали свидетельства (см.фото).

Свидетельство Кадашова П.А. об окончании одноклассной церковно-приходской школы села Новые Бобовичи 13 октября 1914 года

Свидетельство Бавкунова Т.И. об окончании Новобобовичского 2-го земского одноклассного училища 15 апреля 1918 года

На фотографиях: свидетельство Кадашова П.А. об окончании одноклассной церковно-приходской школы села Новые Бобовичи  13 октября 1914 года и свидетельство Бавкунова Т.И. об окончании Новобобовичского 2-го земского одноклассного училища 15 апреля 1918 года.
Довоенный период (1917 — 1941 гг.).
После революции 1917 года и гражданской войны одной из главных задач являлось введение всеобщего начального обучения. Нарком просвещения обязал местные исполкому уделять исключительное внимание учреждениям просвещения, подготовке учителей, открытию новых школ. В подтверждение этому достаточно ознакомиться только с планом работы Новозыбковского Горсовета на апрель — июнь 1928 года, в котором предусматривался вопрос о ликвидации неграмотности населения. Для этой цели в отдельных школах создаётся 18 классокомплектов, в том числе такой классокомплект создаётся и в Новобобовичской школе.
Для решения этой грандиозной задачи в крупных населённых пунктах, в том числе и в селе Новые Бобовичи, открываются семилетние школыПроходивший в январе 1934 года XVII съезд коммунистической партии в своём решении о втором пятилетнем плане поставил задачу: «Завершение во втором пятилетии не только ликвидации неграмотности среди населения Союза, ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведение всеобщего обязательного политехнического обучения в объёме семилетки, в первую очередь в деревне». Для решения этой грандиозной задачи в крупных населённых пунктах, в том числе и в селе Новые Бобовичи, открываются семилетние школы (см. фото).
  Педагогический коллектив семилетки, работая в тесном контакте с родителями, успешно справляется с учебно-воспитательным процессом, результат такой сплочённой работы — школа не имела оттока учащихся. Следует отметить и то обстоятельство, что наравне с учебно-образовательным циклом педагогический коллектив семилетки придавал большое значение трудовому воспитанию. Проходивший в марте 1939 года XVIII съезд ВКП(б) подвёл итоги, определил задачи и в области народного образования. На съезде отмечалось, что за годы второй пятилетки в нашей стране проведена настоящая культурная революция: увеличилось число школ и учащихся в них к 1932 году до 32 миллионов, количество учителей выросло в два раза, значительно улучшилась их профессиональная подготовка, улучшилась работа пионерских и комсомольских организаций в школах, учителя добились значительных успехов в усвоении школьниками основ наук. Впереди открывались большие перспективы.
НО…… 21 июня 1941 года во всех общеобразовательных средних школах и средних специальных учебных заведениях состоялись заседания педагогических советов и выпускные вечера, вручались документы об окончании средней школы, особо отличившихся награждали похвальным листом. На вечерах, как и положено было в те времена, звучал духовой оркестр, исполнялись любимые песни молодёжи тех лет. И кто бы мог подумать в те часы, что уже в 12 часов следующего дня это страшное слово -война — будет на устах у всех людей.
И выпускники школ и техникумов вместо того, чтобы нести свои документы на почту для отправки их в вузы и военные училища, шагнули вместе со своими учителями в горнило войны. Среди тех, кто прошёл Великую Отечественную войну, были и учителя Новобобовичской школы.
Гребеннников Григорий Исакович

Гребенников Григорий Исакович. Учитель математики с 1951 года по 1981 год. Участник Великой Отечественной войны.


Ерков Иван Матвеевич.

Ерков Иван Матвеевич. Учитель математики с 1953 года по 1978 год. Участник Великой Отечественной войны. Офицер.

Зубков Семен Фадеевич.

Зубков Семен Фадеевич. Учитель истории с 1963 года по 1988 год. Родился 8 марта 1929 года. Участник партизанского движения на Брянщине. Награжден: орденом «Отечественной войны II ст.», медалью «За Победу над Германией».

Иволга Иван Михайлович.

Иволга Иван Михайлович. Учитель биологии с1945 года по 1965 год. Служил в 307 стрелковой дивизии. Награжден: орденом «Красной Звезды», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». Родился 18 января 1905 года. Впервые был призван в ряды Красной Армии в 1927 году. Мобилизован в 1943 году. Принимал участие в освобождении города Гомеля. Под селом Березы в Белоруссии был ранен. Служил в 307 стрелковой дивизии 1021 стрелкового полка, а с 1944 года в 9 гвардейском кавалерийском полку. Принимал участие в освобождении Варшавы, во взятии Берлина. Награжден: орденом "Красной Звезды", медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За Победу над Германией". Из воспоминаний Ивана Михайловича о последнем дне войны. "Нашей части было приказано форсировать реку Шпрее и ее канал и взять город Штроков. Эта операция была успешно проведена. После взятия Штрокова наш гарнизон остановился в деревне Зешнтин. Вот здесь и услышали сообщение по радио о капитуляции фашистской Германии".


Калюпанов Василий Иванович

Калюпанов Василий Иванович. Учитель физики и НВП с1946 года по 1973 год. Награжден: орденами «Красной звезды», «Славы III ст.», «Славы II ст.», медалями «За Победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

 

Мищенко Александр Николаевич

Мищенко Александр Николаевич. С 1973 года по 1982 год работал учителем истории и НВП. В годы войны был командиром орудия. Награжден: орденами «Славы III ст.», «Красного знамени», «Отечественной войны II ст.», медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга» и др. Родился 23 февраля 1924 года. 28 сентября 1943 года призван в Советскую Армию. На фронт попал в октябре месяце 1943 года под Речицей (форсировал реку Днепр), где получил первое "боевое крещение". Службу проходил в 1343 СП 399 стрелковой Краснознаменной, ордена Суворова II степени Новозыбковской дивизии в истребительно-противотанковом дивизионе. Вначале был наводчиком орудия, а с ноября 1944 года и до конца войны командиром орудия. За прорыв долговременной и глубоко эшелонированной обороны противника и форсирование реки Друть в районе деревни Костяшево 24.06.1944 года был награжден орденом "Славы III степени". В этом бою был ранен. 4.09.1944 года за форсирование реки Нарев в районе деревни Дворск был награжден медалью "За отвагу". 14.01.1945 года при прорыве обороны противника в районе деревни Джержаново под городом Пултувском в Польше был контужен. Приказом Главнокомандующего №224 от 17.01.1945 года за отличные боевые действия объявлена благодарность (всех семь благодарностей). За ликвидацию Восточно-Прусской группировки юго-западнее города Кенигсберга 14 марта 1945 года был награжден орденом "Красного знамени". Так же награжден орденом "Отечественной войны II степени" и медалями "За взятие Кенигсберга", "За Победу над Германией". Принимал участие в войне с японскими милитаристами. Войну закончил 2 сентября 1945 года на острове Кунашир (Курильские острова).

 

Медведев Александр Ефимович

Медведев Александр Ефимович.Учитель немецкого языка. С 1946 года по 1981 год. воевал на Первом Белорусском и Юго – Западном фронтах. Награжден многими медалями, в том числе медалью «За Победу над Германией». Родился 10 сентября 1921 года. В сентябре 1940 года был призван в ряды Красной Армии. Во время войны служил на Юго-Западном и I Белорусском фронтах. Награжден медалью "За Победу над Германией". Из воспоминаний Александра Ефимовича о начале войны. "22 июня в 11 часов нашу часть уже бомбили. А первое боевое крещение получил уже 26 июня. Это были самые тяжелые бои, потому что приходилось отступать и сражаться в окружении". Демобилизован в декабре 1945 года.

 

Недоливко Иван Сидорович

Недоливко Иван Сидорович. Учитель истории с1946 года по 1976 год. Участник Великой Отечественной войны. С боями прошел Белоруссию, Польшу.

 

Печкуров Николай Павлович

Печкуров Николай Павлович. Учитель химии с1946 года по 1976 год. Участник боевых действий. Награжден орденом «Красной Звезды».

 

Салопонов Алексей Михайлович

Cалопонов Алексей Михайлович. Учитель труда и начальных классов с1977 года по 1991 год. Участник партизанского движения в Новозыбковском районе. С 1943 года участник боевых действий регулярной армии.

 

Скупяко Иван Николаевич

Cкупяко Иван Николаевич. Учитель физической культуры, завхоз школы с 1960 года по 1981 год. Участник боевых действий. Награжден многими юбилейными медалями.

 

Федьков Алексей Иванович

Федьков Алексей Иванович. Учитель географии с1946 года по 1991 год.Служил в разведке.Награжден: орденом «Красной звезды»,медалями «За освобождение Варшавы»,«За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и др. Родился 22 октября 1924 года. В ряды Советской Армии был призван в 1943 году. Во время прохождения военных действий был все время в разведке: дивизионной, конной, артразведке и химразведке. Награжден: орденом "Красной Звезды" за форсирование реки Одер и взятие в плен 13 немцев, медалями "За освобождение Варшавы", "За Победу над Германией", "За боевые заслуги", "За отвагу". Награжден пятью благодарностями от Верховного Главнокомандующего. Демобилизовался 20 июня 1946 года.


Послевоенный период.
Отгремела война и Новобобовичская школа возобновила свою работу. Учащиеся школы проявляли своё трудолюбие не только за партами, но и на колхозных полях, в работе по озеленению и лесонасаждению. Вот что писала газета «Ударник» от 3 августа 1949 года: «Замечательную инициативу проявили школьники и пионеры Новобобовичской школы. В первые дни уборки 180 учеников, из которых 90 пионеров, под руководством пионерского вожатого Салапонова вышли на поля колхозов «Решительный» и «Борец» на сбор колосьев. За два дня они собрали колосья, из которых намолотили 700 килограммов зерна. В этой работе отличились Миша Малюков, Соня Телепнёва, Александр Бахуров, который заработал 52 трудодня, а Афанасий Степуро — 47. Обком комсомола наградил Новобобовичских пионеров почётной грамотой». Успешно завершив задания первой послевоенной пятилетки, учительские коллективы приступили с первых дней 50-х годов к дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в новых условиях. В директивах по новому 5-летнему плану на 1951 — 1955 года выдвигалось требование «приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему среднему обучению». В 1951 году Новобобовичская семилетняя школа преобразуется в среднюю, в которой комсомольская и пионерская организации становятся надёжной опорой директоров и учителей в борьбе за высокую успеваемость и отличную дисциплину. Однако старое здание семилетки перестало отвечать современным требованиям обучения. Растущей средней школе необходимо было новое здание. Насущная потребность в строительстве нового типового здания диктовалась двумя обстоятельствами. Во-первых, ростом рождаемости в прилегающих селениях и посёлках. Во-вторых, стремлением учащихся семилетних школ продолжить учёбу с целью получения среднего образования. Вот почему притягательным центром с 1951 года становится средняя школа в селе Новые Бобовичи. В неё вливаются учащиеся семилеток из всех селений, в целом Заипутского куста, кроме средней Верещакской школы и прилегающих к ней селений и посёлков. Обуреваемые стремлением поскорее ввести в эксплуатацию новое здание, учащиеся 4 — 8-х классов под руководством классных руководителей много сил и энергии затрачивали по сбору щебня и других материалов под фундамент строящейся школы. В 1954 году современное здание школы было введено в эксплуатацию (см. фото).
Новобобовичская школа 1954г.

Новобобовичская школа 1954г.

1 сентября 1954 г.

1 сентября 1954 г.

Эта дата совпала с первым выпуском Новобобовичской средней школы. В первом выпуске насчитывалось 55 учащихся, были годы, когда школа выпускала три параллели, и число выпускников доходило до ста.
Школа становится значительным учебным заведением. Педагогический коллектив состоял из 26 учителей
(см. фото).
Коллектив Новобобовичской школы в 1954 г.

Коллектив Новобобовичской школы в 1954 г.

Пе

рвый ряд: Рубан В.М., Ненашева И.В., Комарова Т.И.
Второй ряд: Привалова А.С., Неруш А.Р., Шупикова Т.С., Федьков А.И., Боборов В.И., Мищенко Н.А., Елисеева М.Ф., Степуро М.Н., Хомякова Т.Е.
Третий ряд: Золотарев Л.И., Иволга И.М., Медведев А.Е., Скупяко И.Н., Недоливко И.С., Калюпанов В.И., Кирьянов М.И., Чернышов Н.А., Козлова М.Ф., Лузик Е.И., Потапенко-Скупяко Н.Е., Лузик И.Ф., Степуро-Ерошенко М.П., Чернов А.Л.
Количество учащихся превышало в тот период 550 человек, поэтому заниматься приходилось в две смены. А всего за свои полвека школа выпустила более полутора тысяч учеников. Начало большим переменам в истории народного образования было положено в конце 50-х годов. 60 — 70-е года стали годами, когда школа добилась значительных успехов на пути бесконечного процесса формирования человека. В 1964 году школа становится одиннадцатилеткой. Правительство в то время уделяло исключительное внимание развитию и укреплению сельского хозяйства, очень нужны были механизаторы для села. Тогда-то и издали ряд директивных указаний, в том числе и министра народного образования, которыми предписывалось во всех средних образовательных школах ввести одиннадцатилетку для того, чтобы обучение в последний год было нацелено на профессии тракториста, слесаря, доярки машинного доения.
В первый выпуск одиннадцатилетки было подготовлено 13 трактористов-слесарей и 2 доярки. Все выпускники должны были закрепиться в колхозе «Решительном», руководство которого финансировало подготовку нужных ему кадров. В 1966 году школа вновь перешла на десятилетнее обучение. Период с 1964 по 1969 год можно особо отметить в жизни школы. За этот короткий период школу с золотой и серебряной медалью окончили 12 выпускников. В 1969 году к современному зданию школы пристраиваются 6 классных комнат и спортивный
зал (фото).

Новобобовичская школа 1969 г.

Новобобовичская школа 1969 г.
В этом немалая заслуга бывшего директора школы Зубкова Семёна Фадеевича
(директор школы с 1963 по 1970 год). Его фотография встречалась выше.
Давиденко Валерий Иванович

Давиденко Валерий Иванович

17 лет руководил школой Давиденко Валерий Иванович (с 1983 по 2000год), он дал путёвки в жизнь 200 выпускникам. При нём в школе появился современный спортивный городок, и были построены школьные гаражи.
Галанов Александр Анатольевич
Галанов Александр Анатольевич
В настоящее время школой руководит Галанов Александр Анатольевич, при котором школа стала представлять собой здание, оснащённое: 12 кабинетами, спортивным залом площадью 162 кв. м, библиотекой, учебной мастерской на 16 рабочих мест, химической лабораторией, кабинетом психологической помощи, пионерской комнатой, географической площадкой, школьной столовой, рассчитанной на 60 посадочных мест.

 

2 комментария на «История школы»

Добавить комментарий